Cassiopeia Prioject начался с того, что мне захотелось сделать текстильный проект с принтами. Сначала думала все делать сама, но в голову пришла мысль, что проектов, сделанных кем-то одним, названных именем автора, миллион. На тот момент у меня уже был один групповой проект с друзьями — издательством и интернет-магазином Tuleninzdat. Возможно, это и привело к пониманию того, что было бы интереснее пригласить разных людей и сделать проект интернациональным. Что я и сделала. Сама же выступаю как автор, куратор и участник одновременно.
Дальше стали прорисовываться детали, стало понятно, что это должен быть платок, квадрат, шелк, маленький тираж. После опыта работы арт-директором у меня осталось большое количество знакомств с разными художниками. Поэтому все приглашенные авторы — мои друзья. Так сложилось, что многие из них часто сидят без работы, и я подумала, почему бы мне их не позвать — может быть, это как-то поможет им реализоваться.
Одна из главных задумок проекта— желание проследить, чем отличаются идеи и видение художников из разных стран, насколько по-разному они выполнят поставленную перед ними задачу. То есть как они увидят вот этот квадрат-платок. Или же обнаружить, что всех их что-то объединяет — вне зависимости от географии и культуры.
Каждому я дала какое-то направление: кто-то лучше в фотографии и видео, кто-то — в иллюстрации и живописи. В итоге мы увидели, что глобализация в этом мире побеждает. Хотя, возможно, дело и в том, как я выбирала людей — идеи и стиль каждого из приглашенных близки и нравятся мне лично.
Вторая из поставленных нами задач — сделать что-то на пересечении моды и искусства. То есть проект не просто про моду — что именно и как носить, — а что-то другое. Не совсем мода, не совсем современное искусство — что-то балансирующее посередине.
До этого я работала дизайнером в коммерческом направлении, но все равно видела себя художником и всегда хотела сделать свой арт-проект. Не такой, где результатом стала бы выставка или инсталляция, которую все пришли посмотреть, а потом разошлись. Хотелось, чтобы была возможность продолжить, чтобы это был созданный мной паттерн. То есть идея, которую я могу репродуцировать, а люди могут покупать, если они хотят. У проекта с такой концепцией нет навязывания, которое часто встречается в модном бизнесе.
Не помню, как пришла идея делать платки. Помню, что летела в самолете и думала о том, что хочу делать свой текстильный проект. На тот момент все друзья работали с бумагой, журналами, а я хотела сделать что-то другое. Смотрела какой-то журнал, увидела там платки, и они мне так не понравились… Подумала: можно же круче сделать!
Не хотелось делать платки, подобные Hermès. Хотелось какую-то свою историю. Я решила делать их из шифона — мне он понравился по мягкости, по своей фактуре. Сразу родились в голове идеи съемок для проекта.
Самое классное в мире — помогать людям. Например, Адам, один из участников Cassiopeia Project. Красивый парень, англичанин 25 лет. Он может рисовать один принт две недели — потому что перфекционист. Все, что он делает, невероятно красиво. Но Адам совсем не может устроиться работать по специальности, потому что не может быть собранным, организованным, укладываться в сроки — он может по часу принимать душ, рассматривая узоры на стенах в ванной. Не знаю, насколько этот проект ему поможет, но надеюсь, что хоть чуть-чуть.
Каждый из авторов Cassiopeia Project создал по два платка. Елена Галлен — графический дизайнер из Барселоны. Она сама нашла меня через Flickr, написала, что ей очень нравятся мои работы и предложила сделать что-то совместно. Мне ее работы тоже очень понравились. Елена хорошо разбирается в искусстве. Кинематограф, новые технологии, исследование трендов — это то, что ее вдохновляет.
Наташа Уразметова — тоже большой перфекционист. У нее есть свой арт-проект Eyesonthewall, сейчас она востребованный фотограф и в то же время работает в качестве продюсера и автора для самых разных журналов. Наташа живет в Лондоне. Дизайн ее платков мне особенно нравится – получился очень правильным.
Жанн Хоффман — мультимедийный художник из Южной Африки. Мы познакомились, когда она жила в Антверпене. Жанн уже побывала в разных художественных резиденциях, резала по дереву, ваяла керамику, создавала инсталляции. Когда я увидела ее графику, напомнившую мне обложки Radiohead, поняла, что нужно ей предложить участвовать в проекте.
Future Sentiments— архитекторы из Литвы, работают в Нью-Йорке. Как только я их увидела, сразу назвала маленькими гениями. Для них графический и модный дизайн — ерунда, они архитекторы и мыслят глобально. Их видение основано на представлении о том, что все в мире развивается по кругу, события и тренды повторяются, а их художественная задача — повлиять на эту цикличность, реинтерпретируя все по-новому.
Пашу Гришина я знаю с подготовительных курсов в Строгановку. Мы вместе ходили в студию к скульптору Лукшту рисовать обнаженку. Он современный молодой художник с большой буквы: участвовал в главных выставках молодого искусства, недавно у него была своя персональная выставка. Моя любимая работа Паши — полотно «Отче наш», которое висит у него дома. Было бы здорово, если бы у него было больше шансов показывать свои работы.
Света Собченко — художница из Литвы. Сейчас она учится в Дублине. У нее совершенно уникальные акварели-монотипии. Темы ее работ — эмоции, попытки описать человеческую уязвимость. Света очень талантлива, но оказалась слишком хорошим художником для современной мультипликации — ее не берут на работу в большие корпорации. Надеюсь, она просто сделает что-то свое совсем скоро.
Ванеса Кронгольд — дизайнер и стилист из Аргентины. Она занималась и созданием сценических костюмов, и фотографией, и дизайном принтов для известных марок. Ванеса относится к тем редким людям, которые чувствуют тончающую грань между уродством, китчем и чем-то, что станет модным через два-три сезона. Сейчас у нее есть своя собственная марка одежды Vanesa Krongold, очень популярная в Буэнос-Айресе.
По-моему, Невилл Броуди говорил, что графический дизайнер находится в постоянной борьбе с уродством. Мне, конечно, хочется, чтобы все вокруг было красиво.
Я хотела создать не просто проект про принты и платки, но мультидисциплинарную платформу. Например, моя подруга-хореограф из Берлина сделала видео для Cassiopeia, друг из Бельгии написал для нас музыку — сейчас это саундтрек и основная тема на сайте. Наша фотосессия — это не просто модная съемка с моделями в кафе, это скорее арт-история — застывшие скульптуры с драпировками. Мы думали издать книгу-лукбук. И конечно, это может быть что-то еще — все впереди.
В жизни есть такие учителя, которые тебе однажды что-то скажут — и это остается с тобой на всю жизнь.Большое влияние на меня оказала моя учительница Маргарет Кэмпбелл в колледже Святого Мартина, куда я ходила на вечерние курсы. Она заставляла меня делать все лучше, чем, как мне казалось, я могла. Если бы сейчас она носила мой платок, это было бы честью для меня. Но пока еще я ей не показывала ничего, потому что считаю, что могу сделать больше и лучше.