Depst Блог

Бриллиантовый MARKIN

О том, как взрослые мальчики играют с бриллиантами-принцессами, мечтают об украшениях-домашних питомцах, возводят мосты из золота, посыпают лягушек драгоценностями и учатся у классиков простоте, в интервью для Depst рассказал ювелир Владимир Маркин.


- Вы недавно на Красном Октябре обитаете?
- Чуть больше двух лет, с октября 2010-го. Нам хотелось найти приятное место где-то в центре. Ничего практически тут не было, кроме МАО и Академии, помещения пустые стояли, но уже были сданы в аренду. Все как-то очень постепенно, не торопясь, обживались. Мы пришли в отдел аренды Красного Октября, нас сначала повели в бывшую радиорубку заводскую, откуда диктор вещал на весь завод новости, гимнастику производственную (смеётся) — метров 60 комната. Мы пришли — там куча проводов, стены обиты толстым слоем ваты, у кабины, где диктор сидел, была перегородка с тремя стёклами — мы сразу решили, что это будет переговорная, чтоб клиента никто снаружи не услышал и чтоб он без заказа живым не ушёл. В итоге в отделе аренды на нас посмотрели и говорят: «Вы знаете, мы забыли про это помещение, оно нам самим нужно, мы вам его не сдадим». И показала это — тут тоже был ужас настоящий. Здесь был гардероб МАО, он не отапливался, окна были заложены кирпичами, из стен, как спагетти разного диаметра, свисали провода — с паром, с маслом, с чем-то ещё. Мы вывезли тонны металлолома, никаких стен, ничего не было.


- Долго обустраивались?
- Долго, в октябре начали, и 27 декабря у нас было открытие здесь.
- Ювелирное искусство оно же очень дорогое, узконаправленное на конкретную аудиторию, платёжеспособную — будем называть вещи своими именами. Не было мыслей о создании более демократичной коллекции, бижутерии, может быть?
- У меня не было никогда. Сейчас в итоге пришли к тому, что это нужно. Но изначально у нас была борьба на эту тему — у меня и у Захара, моего партнёра. Делать вещи из дешёвого материала ну как-то... обидно. Потом — я привык работать с золотом. Если это какие-то пластические вещи, крупная какая-то вещь - естественно серебро, и с ним тоже приятно работать, но по-своему. То есть, для каждой вещи - свой материал. Но я вот привык в этих материалах работать, потому что я знаю, как они себя поведут, будут ли они достаточно прочны, достаточно пластичны. И я знаю, что можно добиться каких-то эффектов и результатов.
Вот мы сделали несколько крестов. Новая коллекция — это архитектурные планы реальных соборов, это кресты. И так получилось, что сделали и в золоте, и в серебре. Но они абсолютно по-разному смотрятся, и делать их пришлось немножко по-разному. В серебре они чернёные матовые, а в золоте, при той же самой форме, — полированные смотрятся хорошо. А вот если сделать полированные серебряные, они буду выглядеть ужасно. Разный материал по-разному себя ведёт. Поэтому как-то...



- ... не в этой жизни?
- Да нет, почему... возможно это будет доступная бижутерийная линия. Но это совсем другой подход... В любом случае должна быть какая-то идея, что бы это все сделать, потому что бижутерии много всякой разной, огромное количество, и сделать что-то интересное в бижутерии — это очень сложно.
- А вот была ещё коллекция «Мосты», теперь «Кресты»... Вы как-то к архитектуре тяготеете.
- «Кресты», кстати, появились во время «Мостов». В процессе сбора материалов по мостам, устройствам конструкций, как это всё собирается, в одной из книг была статья про какой-то собор и план креста. Это уже готовое украшение, даже добавлять ничего не надо. Это законченная вещь, которая уже стоит в центре какого-то города.


- То есть, вдохновение, оно поджидает буквально на каждом шагу, на каждой странице? А как «Мосты» появились?
- «Мост» как-то странно появился, тоже из одного всё выросло, из этого (показывает) моста с ездящим бриллиантом...
- ... огранки принцесса, я даже запомнила!
- Дадада, это квадратный бриллиант, он называется Princess cut — огранки принцесса. Даже не знаю, почему, странное название... Квадрат, принцесса... Почему принцесса? Есть октагон — восьмигранник — это понятно. Есть груша, а тут — принцесса и квадрат. Надо узнать, почему.
Так вот, был камень — квадратный каратник, и надо было что-то с ним придумать. Странно было делать что-то обычное, не хотелось. Я подумал — а пусть он ездит в рельсах. А пусть — по мосту ездит в рельсах из одной стороны в другую. А потом я подумал — а может это будет много мостов, они же разные бывают — и открываются, и закрываются, и конструкции в мостах очень интересные, и они в ювелирке хорошо могут смотреться, вот эти все соединения... Очень красивые элементы!
- Ну да, и подтекст богатый — сжигать мосты, возводить мосты...
- Не знаю, об этом я не думал. Вот питерский Новоохтинский мост — он же безумно красивый, каждый его элемент! И это рядом очень со стимпанковскими какими-то штуками. Мне просто нравится очень эта стилистика вся, я, может, не так явно её использую, хотя хочется, хочется сделать что-нибудь жутко стимпанковское такое, чтобы на пару работало. В общем, как-то мне близки все эти вещи.



- А какая есть мечта? Что-то есть такое, что хочется создать и к чему стремиться всю жизнь?
(задумался) Может быть, в будущем, когда технические возможности (или что-то ещё) достигнут такой миниатюризации, что будут позволять создавать совсем миниатюрные вещи, а источник энергии будет ничего не весить и занимать минимальное пространство, которое можно будет использовать в украшении, я сделаю совсееем живое украшение, которое будет бегать, двигаться...
- Вечный двигатель?
- Нет, (смеётся), не вечный двигатель! Чтобы украшения смогли прибегать от заказчика обратно в магазин! Буду ходить с дудочкой, как Нильс, а они будут сбегаться обратно на витрину. Шучу. Вещи, которые бы жили сами — хочется сделать что-то такое.
- Главное, чтобы они потом не восстали.
- Это да. Не знаю, когда, но я сделаю эти вещи. Уже сейчас мы потихонечку к этому идём — вещи трансформируются и меняют свою... даже суть меняют. Например, статусность можно за несколько секунд поменять. Вот кольцо «Диафрагма». В закрытом состоянии — это, конечно, крупная вещь, но лаконичная, годится для деловой встречи, чтоб не смущать людей количеством бриллиантов. Например, в течение дня забегались, вспоминаете, что опаздываете на открытие выставки и не успеваете никуда заехать, «открыли» камни — и уже праздник. Может, это не очень хорошее сравнение, но бывает же такая верхняя одежда, которую выворачиваешь, и это уже другая вещь.


- Или как красная помада у девушек — нанесла и готова.
- Да! Вроде ничего не сделал, и всё тоже самое, а вид уже другой, настроение другое. Хочется, чтобы вещи как-то помогали, трансформировались, были многофункциональные. Не знаю, может быть, мы придём на следующей неделе к этому или через год, через два, чтобы они со временем сами менялись, вне зависимости от человека, чтоб он не думал уже даже об этом.
- Чтоб они угадывали мысли?
- Нууу... да, наверное. Но это уже совсем в далёких планах (смеётся). А пока — чтобы они просто менялись и жили. Как растения...
- ... домашние животные? Или всё-таки «лучшие друзья девушек - это бриллианты»
- Вот-вот, лучшие друзья девушек — домашние питомцы — это бриллианты!


- Скорей бы этот момент настал, не терпится посмотреть, как же это будет! А из уже созданных вещей есть любимчики? Они же, наверное, все как дети.
- Есть рутинная работа, которую нет смысла нигде показывать и даже фотографировать, которую надо просто хорошо сделать. Бывают, не часто, но бывают и такие моменты, к сожалению. Работа, которая не совсем в радость. Но и в ней можно чему-то научиться и надо какую-то пользу для себя получить. Но если это вещь, которая нравится, то мне прям, ну правда, очень тяжело с ней расстаться. Вот она лежит, уже всё сделал, и срок подходит, когда заказчику надо эту вещь дарить, и он звонит и спрашивает «Ну как?», а я говорю — «Нет, ещё не готово». И потом уже в последний день говорю — «Приезжайте, забирайте». Не хочется иногда отдавать. Привыкаю к ним.
Это, конечно, не очень рационально — делать вещи для себя, но какие-то я всё-таки делаю. Если кто-то приходит, я могу показать их. И в основном все эти вещи изначально делаются на заказ — и «Мост», и «Диафрагма», и «Лимоны», и «Серёжки-Веера» — очень мне нравится, как они получились.
- А они все в единственном экземпляре?
- Нет, не все. Они не совсем одинаковые — где-то другие камни, другого размера, по форме похожие, но другие. Я когда делаю следующий, я понимаю, что можно сделать лучше, и получается уже по-другому. Может быть, тоже не идеально, как хотелось бы. Потом я делаю следующий и понимаю, как ещё можно улучшить... Бесконечный процесс! Есть заказы, которые очень долго делаются, которые действительно интересно сделать. «Диафрагму» долго делали.


- Долго — это сколько?
- Год практически делали. Было, конечно, параллельно много другой работы. Но всё время к ней возвращались и в итоге сделали так, как хотелось. Долго работали над технической частью, чтоб всё это открывалось-закрывалось, чтоб никакого сопротивления, дискомфорта, чего-то такого не было. Потом во время работы над механической частью стало понятно, что этот механизм не поместится в те рамки, которые я сделал. Надо было что-то менять постоянно. Мы сделали ряд рабочих моделей из простых материалов и в итоге дошли до идеального прототипа — собрали из нескольких вариантов всё лучшее и собрали один. Скоро к этому кольцу будут готовы серьги. Они тоже будут открываться-закрываться.
- Веер тоже мог бы открываться-закрываться
- Нет. Веер должен остаться таким, статичным. Мне нравится, как серёжки получились.


- А процесс создания ювелирного изделия, он какой?
- Разный. Разные есть механизмы создания, разные технологии. Можно взять кусок металла, согнуть его, или выпилить что-то. Можно поколотить его молотком, грубо говоря отковать, это будет другой подход. Можно взять кусок воска и вылепить что-то большое или маленькое и отлить потом из металла — это третий подход. Можно построить всё на компьютере, смоделировать точные элементы, отпечатать всё на принтере трехмерном, отлить, собрать. Можно взять большой кусок металла и на машине вырезать — как делают часы и сложные механизмы, которые не допускают усадки по время литья (потому что, когда металл отливают, он остывает и усаживается в размере и, если надо этого избежать, берётся большой кусок металла и фрезами всё это вырезается). То есть, подходов очень много. Вещь может быть составная — разные детали могут быть сделаны разными способами, что-то сразу из металла отковано, на этой кованой вещи могут быть какие-то механические элементы, которые простроены на машине. Всё по-разному делается, главное — чтобы голова работала и руки.


- А момент, когда пришло осознание, что «всё, пора самому, своё дело», он как настиг?
- «Самому» и «своё дело» пришли в разное немного время. Я работал на разных фирмах, в разных должностях и уже устал уговаривать людей делать смелые украшения. В общем, в итоге я послал всех к чёрту, собрал все свои идеи, вещи и сам стал работать. Клиенты уже были на тот момент, появлялись новые. Несколько лет работал один. А потом как-то тоже случайно появился мой нынешний партнёр Захар, который сказал «А почему бы нам не поработать вместе и не достичь чего то большого?».



- Он тоже ювелир?
- Нет, он вообще из другой области, он бизнесмен, так что бизнес-планы, расчеты — всё легло на его плечи. Я, честно, в этом мало понимаю. У меня, может, появляются порой иллюзии, что я что-то понимаю (смеётся), и я даже даю какие-то советы, но с другой стороны, я надеюсь, что Захар, в свою очередь, подозревает, что он лучше в бизнесе, и мне больше доверяет в моём деле. Таким образом мы существуем вместе уже больше двух лет и успели сделать «Бельё», «Карандаши, канцелярию», «Мосты», «Кресты» и скоро будет (к концу февраля-началу марту) — маленькая коллекция, которую мы повезём в Мюнхен, а потом в Гонг-Конг.
- А она про что?
- Про механизмы. Вдохновлялся процессом работы.
- Прослеживается такая грань: коллекционные вещи — они более такие что ли прямолинейные, конкретные. А те, которые на заказ — они более витиеватые, сложные. Это так случайно получается или продуманный ход?
- Нет, не продуманный ход... Не задумывался об этом. Наверное, всё-таки отношение у меня к ним немножко разное.


- А есть момент игры с этими изделиями? Они остроумные, в чём-то ироничные — одни «Карандаши» чего стоят — игра с материалами, идеями...
- Да, наверное, да. Ну вот в «Карандашах» ластики коралловые, грифели — бриллианты шипом наружу. Была идея, что этим «Карандашом» можно писать по стеклу. То есть, можно снять серёжку или кольцо и на стекле расписаться. Но в итоге я стал ставить сапфиры чёрные — они ровнее по цвету.
- Под игрой я имела в виду ещё, что это такое потакание своим мечтам, ребячество в хорошем смысле слова, а не «надо сделать вот это, потому что это будет хорошо продаваться или нужно рынку»
- Если бы дело вместе со мной вёл другой человек, а не Захар, то, ко всеобщему сожалению, это была бы проблема. Потому что я не могу делать вещи потому что надо сделать так-то и так-то, — «давайте сейчас сделаем побольше цветников недорогих, поменьше золота, облегчим, чтоб оно было дешёвое по затратам, а выглядело бы дорого-богато, и будем продавать по регионам, повезём на Кубань»..
- Так, может, им и надо не подешевле, а чтоб всё самобытно было, там ведь женщины это всё совсем любят. А есть постоянные клиенты?
- Да, есть. Есть такие, которые не хотят никуда уходить, им удобно. Как они говорят — знают, что такого не будет в другом месте. Хотя нас начали подделывать. Мне тут товарищ звонит, спрашивает «Вы продаётесь в...,» (не помню, в каком городе, но мы там точно не продаёмся). Говорит «Там твоё кольцо». Кидает ссылку на сайт, я открываю и вижу кольцо с лимонными дольками, и его не я делал. Я вижу, что это вещь не построенная модель, а реальное кольцо, которое было сделано вручную.
- И какие ощущения при этом?
- Классно!! (смеётся) нас подделывают!
- А как бороться с этим?
- А никак, у нас нет никакой законодательной базы, вообще ничего. Никаких авторских прав.


- А вы помните свой первый бриллиант?
- Помню. Это было очень давно, но я его сломал.
- Как это? Его можно сломать?
- Запросто, как выяснилось. Это была моя первая ответственная работа. Ну как ответственная, она была внезапная. Я оставался работать один, никого больше не было. Пришёл заказчик и принёс серёжки с бриллиантами. Это были гвоздики, полукаратники, там штырёк отломился. Я его припаял (я первый раз паял вещь с бриллиантами, мне лет 18 было, наверное, или чуть больше...), и этот горячий, раскаленный бриллиант с мыслью «только не остужай резко, только не остужай резко...», как зомби, положил в холодную воду. Ну не в холодную, а в отбел, чтоб налёт, который во время пайки образовался, отошёл, и он прям...
- Взорвался?!
- Ну да. Это был мой первый бриллиант, больше я так не делал никогда.
- Но я так поняла, что других вариантов профессии и не было у вас?
- Не было. Я думал, куда идти и что делать вообще — художественные школы, Суриковка, Краснопресненская, Первая художка на Пречистенке и уже надо было что-то решать. Появилась «Строгановка», там было такое занятие, обмеры — мы шли в музей местный и на больших планшетах делали чертёж, копию на листе — во всех плоскостях, во всех ракурсах, отмывку акварельную, чтоб она как живая была нарисована, со всеми проставленными габаритами, чтобы потом можно было сделать копию этой вещи, глядя только на нарисованный эскиз. Вот это было самое интересное и медитативное времяпрепровождение. Это было здорово.


- А у нас вообще есть где ювелирному искусству-то учиться?
- Есть та же Строгановка, отделение «Металл» (мы были металлистами). Есть ПТУ всякие, в МГТУ им. Косыгина учат художников-ювелиров, оттуда, кстати, выходят хорошие художники. И практика у них есть, потому что когда придумываешь, надо понимать — возможно это теоретически или нет, можно эти металлы спаять вместе или нет. Когда знаешь всю эту подноготную — придумывать легче.
- А у вас есть ученики, подмастерья, или, может, планируете начать обучать?
- Может быть со временем. Пока я думаю, что это очень большая ответственность. Для меня это очень серьёзно — обучать, наставлять человека на какой-то путь, формировать его будущее... Ане пока детей моих хватает (смеётся).
- А они уже тяготеют к ювелирке? Или ещё маленькие?
- Старшему скоро семь, младшей шесть. Им очень нравится, они любят эскизы рисовать. Немножечко ещё подрастут, и буду их привлекать к задачам и простым операциям. Мне предлагали как-то мастер-класс вести для детей ювелирный, но я пока думал, как это сделать, начались каникулы...


- Детям же наверное сложно это всё делать?
- Да нет! Можно делать всё очень здорово, и детям было бы очень интересно.
- А много вообще таких, как вы? Вы в своей «отрасли» тусите?
- Есть много талантливых людей, но я не тусовщик совсем. 


Магазин: MARKIN jewellery

Интервью: Настасья Матрохина
Фотографии: Татьяна Пименова