Depst Блог

Дерево для нас — все.

Шесть лет назад два выпускника МАРХи основали свое дело, причем необычное — бюро промышленного дизайна Archpole, выпускающее минималистичную, порой даже брутальную мебель из дерева. Анна Сажинова и Константин Лагутин рассказали о принципах своей работы, состоянии индустрии и «Клубе промышленных дизайнеров».


"Как вышло, что вы занялись деревом?"

Во время учебы в МАРХи мы делали проект из дерева. Это нестандартный для современной школы архитектуры материал, и мы думали, как с ним работать, но уже в процессе полюбили его. И интерьер решили сделать тоже из дерева. Мы долго искали, ездили по производствам, но ничего нашли и решили, что самим сделать проще. Так мы и завязались с этим материалом. Этим моментом, февралем 2008 года, мы и датируем основание ARCHPOLE. Тогда у организации не было никакой структуры, одни эксперименты. Сейчас гораздо меньше осталось времени на полет фантазии, но в любом случае нужно отвлекаться от рутины. У нас архитектура дает импульс всему, и мебель мы делаем под конкретные интерьеры. Мебель — только часть пространства, а со всем пространством работает архитектура.



"У ваших работ, очевидно, есть общий стиль, но я не могу сформулировать его название. Вы себя сами к какому стилю относите?"

Мы не считаем себя преемниками ни одного стиля. Когда я только вышел из института, говорит Костя, я не любил дерево. Сейчас дерево для нас — все. Так везде. Я не люблю московскую классику, но в Риме классика мне очень нравится. Со временем я понял: нет плохих стилей, есть плохое исполнение. Мы начали с чистой, некрашеной фанеры, а сейчас делаем наш первый стол из цельного дуба. Да, у нас есть понимание, что вещи должны быть простыми, а это уже минимализм. Но минимализм для нас — не стиль, а отношение. Мы не против украшений, но любое украшение должно быть минималистично, чтобы воздействовать на человека.



"Сколько человек в вашей команде?"

Креативная составляющая — дизайнеры, архитекторы и мы вдвоем как руководство. Реализует наши замыслы команда столяров. Кроме того, у нас есть менеджер, бухгалтер и начальник производства. Всего человек пятнадцать. И дальше команда будет расширяться в той же пропорции: на одного творческого человека будет приходиться по 50 сотрудников. Доля творчества в работе нашего бюро — максимум процентов пять. При этом автор всех вещей — исключительно коллектив «Архполя», а не конкретный человек. Дизайнер, работающий со столяром, передает ему идеологию, заложенную в макет, а столяр пытается воплотить ее в материале. Творчество в соразмерной концепции должно быть в каждом человеке, как иммунитет — невидимая составляющая, на которой все держится.



"А как вы находите единомышленников в свою команду?"

Это самая большая проблема. Можно сказать, что мы стоим у истоков предметного дизайна в России. То есть он существует где-то по норам, но индустрии такой нет: нет производства, умеющего идеи генерировать и воплощать. А раз нет отрасли, то нет и кадров. Порой профессионала, приходящего к нам, сложнее переучивать, чем научить человека с нуля. Нет ни дизайнера как кадра, ни менеджера, умеющего продукт продавать, ни столяра. Так что мы все еще находимся в поиске. В ноябре поменялась вся команда столяров.





"Над чем вы работаете сейчас?"

Мы создаем «Клуб промышленных дизайнеров» — союз, где будут представлены сливки российского дизайна. Для себя будущее мы тоже видим в объединении, иначе так и останемся непонятыми. Мы не предлагаем стилистического разнообразия, а человеку оно необходимо. Кроме того, есть масса людей, работающих, условно, менеджером или архитектором, но мечтающих заниматься промдизайном. Просто они не знают, как за это взяться. Месяц назад мы провели выставку в «Артплее», и сейчас пишем программу и придумываем более ясную структуру. В планах большая поездка по России, в которой будем рассказывать о промдизайне. На него сейчас появляется некоторый спрос в нашей стране, и во многом усилиями самих дизайнеров. Пока что все существует в формате нескольких игроков, создающих эксклюзивные вещи, но мы хотим работать со всем обществом. Оно развивается, и все больше людей, у которых дом есть, хлеб есть, и уже становится важно, на чем ты сидишь, как чувствуют себя друзья, приходя к тебе в гости.


Магазин ARCHPOLE 

фото: Женя Онегина
текст: Григор Атанесян